Визуальные образы и обучение катанию на роликах.
Образы, воспринимаемые нами.
| Общеизвестен факт, что до 80% информации мы воспринимаем в зрительной форме. Именно поэтому визуальные образы играют такую большую роль в обучении.
Поскольку речь пойдет об обучении активной деятельности, связанной с движением, то и образы нас интересуют движущиеся, а статья будет часто обращаться к видео.
Но этим ограничиваться тоже не стану, ведь визуальные образы можно изобразить на бумаге, запомнить и прокрутить в голове, да и все, что мы видим и есть - визуальные образы. |
Как же влияет на нас то, что мы видим?
Мотивирует и вдохновляет
Для многих людей увлечение роликами начинается с того, что увидев катание, они говорят себе «я тоже так хочу» и не важно, был это слалом, слайды или фильм о фрискейте. Выступления мастеров всегда мотивируют на развитие, дают стимул к новым личным целям, в эти моменты всегда возникает желание тренироваться.
Стимулирует к подражанию
Поскольку, в нас есть желание подражать прекрасному, то волей-неволей мы стремимся повторять красивые движения, что сказывается на качестве катания. Ученики стараются копировать своего инструктора, спортсмены копируют чемпионов, чемпионам остается черпать вдохновение в своей фантазии.
Обучает
Инструктор помимо хорошей модели для подражания, является еще и очень хорошим обучающим образом, ведь, показывая движения, он стремится сделать их правильными, акцентированными, понятными для восприятия.
Кроме того, с развитием технологий и доступности высококачественной техники появляется все больше достойных видеоматериалов с элементами, связками и даже дорожками. Порой, они не идеальны и их не не всегда следует слепо копировать, но для общего развития посмотреть стоит, всегда найдется что то полезное.
Такого рода видео хорошо дополняет занятия с инструктором, прохождение обучающего курса. Оно поможет вспомнить пройденное на занятиях и через несколько часов и через несколько месяцев, хорошо дополняя конспекты занятий.
В давние времена учебное видео было редкостью, пользовалось спросом, и большинство начинающих и продвинутых роллеров тогда черпали знания именно оттуда.
Сейчас самообучением по видеоматериалам довольствуются в основном энтузиасты, живущие далеко от очагов роллер-активности и любители покататься в одиночестве.
Внутренние визуальные образы.
Да, да, вы что, никогда не воображали себе что-то? Только не говорите, что нет!
Помимо тех визуальных образов, которые мы воспринимаем зрением, существуют образы, рождаемые нашим воображением.
Откуда же они могут появляться? Основываются они на информации из разных источников:
Внешняя информация – например, реакция окружающих;
Восхищение в глазах зрителей, одобрительное слово инструктора, раскрашивают собственный внутренний образ яркими красками. Неодобрение и осуждение порой приводят к блеклой, некрасивой внутренней картинке. С этим нужно тоже учиться работать, отсекая ничем не подтверждаемые ярлыки от конструктивной критики.
Собственный опыт – «факты» ;
«Я проехал на 1 ноге 20 баночек» - это факт неоспоримый и вроде бы не несущий окраски. Если вы новичок в слаломе, то будете гордиться собой, добавляя в своему образу ореол успеха. А спортсмен, занимающийся скоростным слаломом, может быть недоволен временем, количеством сбитых баночек, другими вещами, что изменит внутренний образ к чуть худшему.
Внутренний диалог – разговор с самим собой.
Самое неизведанное, неизвестное и мало контролируемое в повседневной жизни. При том, что именно внутренний диалог может значительно повлиять на интерпретацию внешних сигналов. Хорошая иллюстрация в картинке:
У мужчины внутренняя картинка приукрашена, у девушки - сильно испорчена, знакомая ситуация, но и это решаемо.
Методы и приемы, используемые в спорте и жизни для успешной работы с визуальными образами:
Видеосъемка - это важно!
Съемка и просмотр собственного катания - очевидный и простой в исполнении метод самосовершенствования, который часто незаслуженно игнорируют. Возможно потому, что впервые увидеть видео с собой - это настоящий шок! Но несмотря на это, возможность увидеть себя со стороны очень полезна для понимания и корректировки своих ошибок.
Начинающим на первых порах интересно снимать тренировку целиком, оставив камеру на штативе или попросить поснимать партнера, что даст возможность посмотреть на себя в естественной среде. Этот способ хорош и прост но имеет и недостатки: просмотр потом занимает массу времени, не тренируется умение концентрировать усилия в определенном интервале времени.
Этих недостатки исчезают, если взять за правило снимать себя в конце тренировки или тренировочного цикла. Отснятый материал можно использовать как для просмотра "сразу", чтобы сравнить не ушедшие ощущения с реальностью, так и позже, самостоятельно или с тренером, с медленной прокруткой, проверкой положения частей тела и прочих деталей. С ростом мастерства проходит боязнь камеры и публики, съемка будет нужна все реже, а ощущения приходят в соответствие с реальностью, калибруются.
Метод «Меток» является продолжением и развитием предыдущего и позволяет по ключевым точкам и привязкам к определенным предметам окружения привести в соответствие внутренние ощущения к реальной картинке.
«Метка» - это какой нибудь яркий предмет в руках, на одежде, в обстановке. При исполнении элемента или при съемке, метка поможет отследить положение тех частей тела, которые важны в данном элементе или упражнении.
Для примера - элемент с вращением или прыжок с вращением. Берем в левую руку слаломную баночку, выполняем вращательный трюк, фокусируемся только на ярком пятне банки - если не удается держать в поле зрения баночку, значит левая рука "отстает" от бедер и тормозит.
Еще пример: яркая метка на колене и еще одна на носке ролика, тренируем т-стоп, если при выполнении со стороны или в кадре при съемке видно, что метки разбежались, значит элемент делается ошибочно - колено разогнулось вверх, выехал ролик из под колена. Эти метки помогут при визуальном контроле не только со стороны, для самого роллера - совмещение и удержание меток будет отличной тренировкой того же т-стопа.
Рисование.
Эксперименты показывают, что если спортсмена попросить нарисовать себя, исполняющего элемент, то он с большой вероятностью воспроизведет на бумаге и свои ошибки, тогда как тренер показывал и объяснял все верно. Получается, слова не всегда однозначно передают визуальное, а внутреннее не всегда соответствует образцу извне.
Нарисовав же свои ошибки, и попытавшись исправить их на рисунке, мы даем мозгу сигнал внести корректировки в движения тела.
Метод рисования работает тогда, когда спортсмен обладает хотя бы начальными навыками рисования, и хорош тем, что для получения обратной связи и предмета для корректировки, не требуется дорогостоящей аппаратуры, как, например, для следующего, очень похожего по механизму воздействия, метода приведения воображаемого образа реальному. | |
Метод подражания эталону
Катаясь, мы все представляем себя похожим на кумира – чемпиона и красавца. Осознать реальность поможет опять камера. Для этого нужно запастись видео с набором отрабатываемых элементов в исполнении «звезды». Сняв собственное исполнение, начните просматривать два видеоряда: свой и «эталонный» в разных окнах одновременно или по очереди – как удобнее. Суть метода в том, чтобы попеременно мысленно переноситься на дорожку, вспоминать ощущения своего движения, а потом сливаться мысленно с движениями эталона и воображать как будто едете вы, а не он. Со временем картинка эталонного катания закрепится в памяти настолько, что смотреть его можно будет на ночь без камеры/компьютера в воображении (надо регулярно освежать просмотром видео между такими упражнениями).
В данном методе отрабатывается умение соотнести свое внутреннее видение с реальной картинкой и, одно из немаловажных умений, – настройка на победное мышление, подробнее о котором в следующем методе.
Метод «ночного катания»
Сначала об интересном эксперименте:
Хорошо известен научный эксперимент, когда студенты-баскетболисты были разделены на три разные группы.
• Первая группа ежедневно посещала зал и тренировалась в выполнении штрафных бросков.
• Вторая сидела в комнате с закрытыми глазами и выполняла эти броски мысленно со 100%-й реализацией.
• Третья группа ничем не занималась.
По истечении 30 дней каждую группу проверили, насколько у них улучшились показатели по сравнению с теми, какие были месяц назад.
• Естественно, что группа, которая ничем не занималась, не улучшила своих показателей - напротив, мастерство выполнения штрафных бросков даже несколько снизилось.
• Группа, которая ежедневно по полчаса тренировалась в зале, улучшила процент реализации штрафных бросков на 24%.
• А группа, которая лишь мысленно реализовывала штрафные броски, улучшила свой показатель на 23%. Другими словами, эти ребята просто сидели и настроили себя, что они в этом показателе лучшие (ведь мысленно каждый из бросков был реализован) - И это было действительно так.
Невероятные результаты, правда? И как же иногда хочется вот так посидеть на диване, потом встать на ролики и сделать заветный трюк. Так давайте используем результаты эксперимента себе во благо!
Теперь о самом методе, описанном и осознанном учеником нашей Школы Евгением Курышевым, и проверенном на опыте другими учениками:
После вечерней тренировки едем домой. Желательно не слушать сложную музыку или попсу с навязчивыми мотивами. Дома легкий ужин, без чтения, телевидения и интернета, лечь спать. И перед сном мысленно повторить основные элементы тренировки. Главное – все элементы должны выполняться успешно. Даже если вы заснете, не докатав до конца, ничего страшного, мозг уже настроен на занятие и начнет транслировать сны соответствующего содержания, а наше сознание не делает различия между реальным опытом и тем, который мы ясно вообразили.
Стоит, однако, помнить, что для выполнения многих элементов в саломе, слайдах и прыжках, требуется хорошая физическая подготовка. Описанные методы дают тренировки по технике, балансу, не забывайте про необходимые для гармонии общую физическую подготовку, тренировки не только духа, но и тела.
Таким образом, мы рассмотрели несколько аспектов обучения с помощью разнообразных визуальных образов, выбрали несколько полезных практических методов.
Работая над собой, снимайте и смотрите себя и звезд, которых немало и вокруг нас, отрабатывайте и воображайте свой собственный успех, а как цель и эталон берите видеоролики, которые снимают энтузиасты роллер-движения.
|