Методы привлечения внимания детей на занятиях роликами
Совершенно очевидно, что между обучением детей и взрослых существует огромная разница. Почему-то считается, что взрослых обучать проще, чем детей. Это не так. При том, что дети гораздо менее собраны и внимательны, и у них, в большинстве своем, еще не развито абстрактное мышление, они готовы успешно усваивать ничуть не меньший объем знаний и движений, чем взрослые. Дети, вообще, физиологически склонны учиться и получать от этого удовольствие. Просто, в силу специфики работы нервной системы, они воспринимают поступающую информацию через игру и наблюдение и готовы успешно учиться, пока им интересно. Иначе говоря, эффективность обучения ребенка основывается на его заинтересованности в обучении, и задача тренера – завоевать этот интерес, а потом удержать его.
Вместе с тем дети обычно не могут концентрироваться на сколь угодно интересной для них теме дольше определенного времени (которое определяется в большей степени их возрастом, привычками и воспитанием). В возрасте 4-5 лет ребенок способен уделить все свое внимание одному виду интересного для него занятия не дольше 10 минут, после чего его внимание рассеивается, заинтересованность в занятии резко падает. В 6-7 лет время удерживания концентрации увеличивается на 10 минут. В период поступления в школу – еще на 15 минут. Таким образом, любое занятие одним видом упражнений следует проводить не дольше возрастной нормы, а затем обязательно переключаться на следующее, отличающееся по стилю/форме/направлению. Получается, что оптимальный метод обучения – чередование различных видов интересных заданий.
Конечно же, существует определенная база знаний, набор элементов и упражнений, которые дети должны освоить к концу курса. Показав определенное упражнение или элемент, можно разнообразить его игрой, избежав, таким образом, формирования у детей мнения о занятии как об обязательной школьной муштре.
Сами задания можно условно разделить на несколько типов:
- Соревнования. Все дети любят состязаться. Друг с другом, команда с командой, команда с тренером. Соревнования стимулируют «отстающих» тянуться за «успевающими». Кроме того, позволяют детям продемонстрировать свой успех не только родителям, но и себе. Понятно, что соревнования могут проводиться как на скорость прохождения трассы, так и на качество выполнения новых элементов. Немалую роль играет оформление трассы: для этого можно использовать мел, конусы, мячи, клейкую ленту, вообще любые подручные материалы.
- Ролевые игры. Любое занятие можно превратить в сказку с детьми в роли главных персонажей. В зависимости от среднего возраста группы, можно организовать срочное спасение принцессы от чудовища (или наоборот) или пройти путь колобка от бабушки-дедушки к лисе (и победить ее). И в этой задаче также помогут аксессуары. Необходимые декорации (замки, горы, леса) отлично рисуются цветными мелками на асфальте. В качестве заклинаний/оружия подойдут любые некрупные мягкие игрушки, а несчастным чудовищем может быть тренер или его помощник.
К ролевым играм можно отнести также и празднование любого события – Нового Года, закрытия сезона, начала весны, начала лета и т.д. Для празднования подойдет любой сюжет, требующий преодоления препятствий («Волшебник Изумрудного Города», например). Соответственно сюжету расставляется и оформляется трасса, назначаются/гримируются персонажи, устанавливаются правила, определяется цель. Отдельным стимулом к развитию послужит участие в приключении других инструкторов: демонстрируя отработанные красивые элементы, роллеры показывают детям, чего те смогут добиться в будущем.
- Активные бессюжетные игры. Сюда относятся все известные и неизвестные виды активных бессюжетных игр, которые так любят дети: салки, догонялки, колдунчики, ручеек, перебрасывание мяча и т. д. Такие игры особенно хороши для переключения внимания детей после отработки сложных элементов. Они раскрепощают, позволяя при этом незаметно отточить полученные навыки.
- Игровой зачет/экзамен. Сюда относятся последовательные задания, которые дети выполняют для достижения определенной цели – сдачи нормативов, прохождения экзамена, получения зачета. Он отличается от любой сказки последовательностью заданий, предлагаемых тренером: пройти через лабиринт конусов, проехать на одной ноге по сложной/не сложной траектории, проехать под планкой, перепрыгнуть через планку и т.д.. Основной метод привлечения внимания заключается в демонстрации детьми своих достижений – себе, тренеру, друг другу и, конечно, родителям. В конце зачета дети получают материальное подтверждение своих успехов – диплом, наклейки, маленькие подарки. Обычно дети любят получать индивидуальные грамоты с уникальным званием («самому быстрому», «самому сильному», «самому аккуратному» и т.д.). В дипломе можно указать индивидуальные достижения ребенка (они всегда есть). Следует подчеркнуть, что проигравших в этом мероприятии быть не должно. Если ребенок по каким-то причинам не справляется с заданием, ему следует предложить более простые задания или помочь в выполнении сложного.
Помимо игровой формы обучения, по мере взросления детей возможна классическая форма подачи материала. Детям нравится получать новые умения. Уже в возрасте 6-7 лет они готовы посвятить определенное время отработке сложных элементов просто для достижения результатов: чтобы похвастаться достижениями перед сверстниками и родственниками, для участия в крупных соревнованиях, просто из любви к процессу обучения. На этом этапе возможно формирование группы для серьезного изучения определенной дисциплины (слалом, ФСК). В этом случае игровая часть процесса успешно заменяется строго учебной.
Задача инструктора не ограничивается работой с детьми: их заинтересованность в продолжении обучения во многом зависит и от родителей, которые не всегда понимают важность своей роли. Как правило, взрослые ждут от ребенка немедленного результата, возлагают на обучение надежды и готовы упрекать и ругать его за недостаточную с их точки зрения скорость продвижения. Такое отношение, скорее, тормозит развитие ребенка, чем стимулирует его. Тренировки уже воспринимаются не как увлекательное и захватывающее занятие, а как повинность. Возникает страх провала, наказания а, значит, скованность и неуверенность в выполнении заданий. Ребенок начинает учиться из боязни рассердить родителей, а не из интереса и любопытства. Поэтому, необходимо донести до родителей важность поддержки детей с их стороны, договориться с ними о положительном восприятии результатов каждого занятия. Даже самые незначительные достижения должны быть замечены и поддержаны не только тренером, но и родителями.
С другой стороны, работа тренера с ребенком начинается до первого занятия. Перед тем, как приступить к учебе, необходимо поговорить как с родителями, так и с ребенком. Понятно, что базовые знания, предусмотренные в учебном плане, не изменятся, но информация о физической подготовке детей, их индивидуальных особенностях поможет сделать занятия более эффективными и безопасными. Перед началом курса необходимо поговорить с детьми, убедительно объяснить, чему они могут научиться, как им полезны будут навыки, которые они получат в результате занятий: речь идет и о красоте правильного катания, и о пользе физического развития в целом.
Если ребенок демонстрирует нежелание заниматься или признаки ослабления интереса к занятиям, следует, поговорив с ним и с его родителями, проанализировать причины такого поведения, чтобы создать более благоприятные для него условия.
Чего делать нельзя: нельзя ругать, пугать и ставить результаты одних детей выше других. Часто, признавая авторитет взрослого, дети склонны согласиться с отрицательной оценкой своих достижений и «опускают руки». Нельзя наказывать и ставить низкие оценки (как в школе). Недостаток признания ведет к потере интереса. Недочеты в выполнении любого элемента будут всегда, но, получая от тренера поддержку и признание уже достигнутых результатов, дети будут сами стремиться исправить недостатки катания.
Следует отметить, что все приведенные рекомендации следует использовать разумно.
Слишком мягкая подача материала может привести к развитию у детей восприятия инструктора как мишени для игр:
Вместе с тем, слишком жесткая позиция тренера по отношению к ученикам просто распугает детей:
|