ГЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О РОЛИКАХ РОЛЛЕР-ШКОЛА РОЛЛЕРАРЕНА-2 ВИДЕОСТУДИЯ ФОРУМ
   
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О РОЛИКАХ
ТРЮКОЛОГИЯ (128)
СТАТЬИ О РОЛИКАХ
О поездках
О роликах
Первые шаги
Тренировки
Интервью с профи
Методики
  • Секреты мотивации
  • Как сделать свою покатушку
  • Ролики и самооценка.
  • Роликовые коньки и сексуальная привлекательность
  • Как написать статью
  • Стратегии в ситуации неуспеха
  • Внимание детей
  • Отчеты о роллер-соревнованиях
  • Хороший инструктор
  • Психологические аспекты обучения катанию на рол...
  • Ситуации конфликта
  • Из тусовки в общественное объединение
  • Опыт развития роллер-спорта в регионе
  • О фрискейте
    КОЛЕСА RSW
    РОЛЛЕРАРЕНА
    ARENA-CROSS
    КИД-СПРИНТ
    СЛАЙД-КУБОК
    FSK-TNT
    RVFEST
    MASSTOUR
    RAN
    УНИЦИКЛ
    О САЙТЕ

    Секреты мотивации



          Каждый инструктор в своей практике периодически сталкивается с тем, что ученики выполняют некоторые задания неохотно, иногда теряют интерес к тренировке, а дети порой и вовсе изначально не очень хотят кататься на роликах.
          Но нет безвыходных ситуаций, грамотное поведение инструктора и понимание простых законов человеческой мотивации поможет наладить общение с учеником и заинтересовать его.
          Вот несколько ключевых правил:

          1.  Эмоциональность – Будьте образцом
          Самая заразная вещь на свете – наши эмоции. Тренер, пребывающей в бодром, позитивном расположении духа передаст его ученикам, что сделает тренировку приятным занятием. Также, очень важно дать почувствовать человеку, что мы искренне переживаем за него и от души радуемся его успехам – очень ярким мотивирующим фактором является азарт в глазах тренера, следящего за выполнением элемента, ощущение, что он «болеет» за ученика. И ничто не разрушает мотивацию на занятие сильнее, чем тренер, который скучает в сторонке, изредка высказывая формальные рекомендации.

          2.  Похвала – Хвалить тоже нужно уметь



          Для того, чтобы человек тренировался охотно и интерес к занятиям не угасал, необходимо поддерживать его. При этом очень важно отмечать не только разовые успехи (хорошо сделал фонарик, впервые спрыгнул с 5 ступенек и т.д.), но прогресс в целом.       При похвале следует соблюдать два нехитрых правила:
                •  Отмечайте конкретные вещи.
          Первое правило положительной обратной связи – подчеркнуть конкретный успех человека. Общие фразы типа «у тебя хорошо получается» приятны только поначалу, вскоре они перестают работать. Человеку важно не просто знать, что он «молодец», а понимать, какие у него сильные стороны, видеть, что его успехи замечают и ценят – «ты стал намного лучше держать корпус», «очень здорово, что ты следишь за сгибом коленей», «ты уже совсем уверенно ездишь спиной».
                •  Похвала должна быть заслуженной.
          Распространенная ошибка – мы хвалим просто так, чтобы поддержать. Подобная «поддержка» чревата тем, что человек перестанет верить в положительную обратную связь, перестанет ее ценить.

          Закономерный вопрос – а что же делать, если «заслужено» похвалить не за что?       Очень просто – вспомнить первое правило и отмечать конкретные детали. Не может быть такого, чтобы у человека не получалось абсолютно ничего – даже если он не может сделать элемент полностью, мы можем отметить важную мелочь – правильное положение стоп/рук/чего угодно, а также можно отметить прогресс/смелость/ настойчивость/грацию/что угодно.

          3.  Уровень сложности – «Еще немного и получится»

          Известнейший отечественный психолог Л.С. Выготский говорил о «зоне ближайшего развития» в обучении детей – следует ориентироваться на такой уровень сложности заданий, чтобы ребенок легко выполнял их с помощью взрослого или товарищей и - с трудом самостоятельно. Та же закономерность будет работать и в любом другом обучении – если новый элемент легко получается с первого-второго раза, тратить на него время на тренировке смысла нет, и ученику скоро станет скучно. Если же ученик толком не может выполнить элемент, даже держась за бортик или за руку – это слишком сложно и мотивация опять же упадет, так как человек будет чувствовать себя неуспешным. Идеальный вариант – «несколько раз уже почти получилось, но надо попробовать еще».

          4.  Инвентарь - Магия предметов




          Любой профессиональный аниматор знает – даже самый банальный и скучный конкурс можно «спасти» ярким и необычным инвентарем. Также и в тренировках конусы, планки, мелки и прочие атрибуты нужны не только для того, чтобы объяснить детям, куда ставить ножки – на взрослых тренировках они также помогают значительно оживить обучение, подхлестнуть интерес. Очень удачным приемом будет неожиданное «появление» в середине тренировки нового предмета – это как минимум яркое впечатление, которое окрасит занятие. Не стоит пренебрегать и некоторыми «детскими» приемами - обычно ученик сделает 2-3 раза «машинку» и ему это начнет надоедать, если же предложить проезжать в «машинке» под планкой – это будет намного интереснее.

          5.  Соревнования – «Сильнее быстрее выше».

          Соперничество – один из самых очевидных и эффективных факторов мотивации. При этом стоит понимать, что наличие реального соперника совсем не обязательно – это может быть и соревнование и с самим собой, со своим предыдущим результатом, с новой высотой планки. А также с неким «виртуальным» соперником («вот у меня вчера был ученик, так он выучил этот элемент за три минуты – попробуй сделать быстрее»).
          Соревнования можно и нужно использовать для того, чтобы замотивировать учеников, но и здесь нужно быть внимательнее (!) – не стоит их устраивать в группах с очень разным уровнем катания – постоянные проигрыши (а в некоторых случаях и постоянные выигрыши) снижают мотивацию еще больше чем отсутствие соревнований.


          6.  Установка на действие –«Just do it»
          Пробовать самому всегда интереснее, чем наблюдать. Пусть даже ученик делает элемент очень криво – лучше исправить 15 ошибок, чем 15 раз показать ему идеальное исполнение элемента.
          Также с точки зрения мотивации гораздо лучше делать так, чтобы ученик сразу пробовал делать то, что ему говорит инструктор, поэтапно («ставишь ноги вот так, теперь переносишь вес вот сюда, теперь…»), нежели если он сначала выслушает длительную инструкцию и посмотрит полноценную демонстрацию. Демонстрация, безусловно, нужна, но лучше показать и объяснить ученику идеальное исполнение еще раз после пары проб элемента, когда он уже поймет что ничего нереального в этом, в принципе, нет.

          7.  Индивидуальный подход – «Мы говорим на вашем языке»



          Нет плохих аргументов – есть аргументы, плохо подходящие ситуации.
          Любое утверждение из диапазона «так круче/так безопаснее/так удобнее/так красивее/так делают все вокруг/так надо» может оказаться убедительным, но нужно сперва оценить специфику и интересы своего ученика. То, что прекрасно работало с компанией удалых фрискейтеров, практически наверняка не сработает с группой пугливых дам средних лет – нужно быть гибче в подборе методов.
          Очень полезно знать особенности и интересы своей аудитории. Разберем на примере детей:
                •  У каждого возраста есть своя «ведущая деятельность» - то, что важнее всего на данном этапе. В 4-6 лет это игра, в 7-10 обучение, 10-16 общение.       Как следствие – второклассника мы будем просить сделать элемент «на пятерку», подростку предложим произвести впечатление на окружающих или будем общаться с ним «как с взрослым», а с малышом будем просто играть.
          Уровень сложности объяснений тоже должен соответствовать аудитории – не нужно сыпать терминами на первом занятии начинающих, вводить новые названия в лексикон новичка лучше постепенно.
          Темп речи должен зависеть от возраста, уровня подготовленности ученика, а также от сложности объяснения. К примеру, с маленькими детьми, в принципе, надо разговаривать достаточно медленно и обстоятельно, иначе им сложно сконцентрироваться (частая ошибка взрослых – они что-то тараторят ребенку, а потом удивляются, почему он не слушает). Объясняя новый сложный элемент взрослому, также следует сбавить темп – но при этом в основном на занятии лучше разговаривать достаточно динамично – затянутые объяснения и излишне обстоятельная речь часто раздражают, создавая ощущение «болота».

          8.  Личный пример – Делаем вместе



          Аргументы в пользу необходимости физических упражнений могут сработать, могут не сработать, но очень сложно отказаться выполнять задание, когда тренер и сам выполняет его бок о бок с учеником.
          Самый простой и эффективный способ замотивировать ученика на качественную разминку – разминаться вместе с ним.

          В качестве примера, один из самых эффективных способов замотивировать ребенка – «если ты выполнишь это задание медленнее, чем за минуту, то тебе придется сделать 10 приседаний, а если быстрее – приседания будет делать инструктор». Та же идея может эффективно сработать и со взрослым учеником =)

          9.  Грамотное построение тренировки – Секреты восприятия
          Мы так устроены, что ярче всего воспринимаем концовку, чуть менее ярко – начало, середина же часто «смазывается». Для того, чтобы ученики уходили с тренировки с ощущением «это было круто» очень важно оставлять самое «вкусное» на конец (заминка не в счет) – это может быть эффектный элемент, игра, мини-контест и так далее. Также необходимо и начинать на позитиве, чтобы настроить ученика на тренировку – пусть отработка сложных и надоевших, но нужных и полезных элементов выпадает на середину.
          Также хорошее впечатление на ученика произведет тренировка, которая будет содержать в себе 3 заметно отличающие друг от друга части (идущие в последовательности «интересная – средней интересности – самая интересная»).

          Ну и, безусловно, никакие правила и законы не заменят личную харизму и творческий подход инструктора. В общении с учеником можно и нужно быть непредсказуемым, ярким, удивлять, экспериментировать.
          Но важно помнить, что даже самые революционные художники не нарушают правила смешивания цветов, авангардные архитекторы не забывают о законах физики – каждый инструктор, конечно же, может придумать для себя свою уникальную стратегию взаимодействия с учеником, но при этом имеет смысл опираться на понимание общих закономерностей человеческой психологии, описанных выше.
          Удачи! =)


    Оля Фокина – инструктор по роликовым конькам  Статья подготовлена старшим инструктором по роликовым конькам Олей Фокиной



    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О РОЛИКАХ

    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О РОЛИКАХ


    Мир роликов в России
  • ТРЮКОЛОГИЯ
    (самоучитель катания)

  • FSKTNT, RVFEST
  • Колеса RSW
  • Статьи о роликах
  • Электро-уницикл
  • РОЛЛЕР ШКОЛА В МОСКВЕ

    РОЛЛЕР ШКОЛА В МОСКВЕ


    Обучение катанию
    на роликах в Москве

  • О школе роллеров
  • Места обучения
  • Как начать занятия
  • Отзывы учеников
  • Контакты
  • РОЛЛЕРАРЕНА-2

    РОЛЛЕРАРЕНА-2


    Роллердром и скейт-парк
    в Москве на м.Беговая
  • Схема проезда
  • Режим работы
  • Услуги и цены
  • Правила
  • ВИДЕО ТРЮКОВ НА РОЛИКАХ

    ВИДЕО ТРЮКОВ НА РОЛИКАХ


    Лучшие видео
    трюков на роликах
  • Работы ReKiL'а
  • Работы Bunny
  • Работы Massive
  • Весь мир роликов
  • Услуги