|
|
Построение самостоятельной тренировки
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Цели у направлений разные, но подготовка состоит из одних и тех, же частей.
Прежде чем начать говорить о том, как правильно строить свои тренировки, давайте подумаем, что же такое тренировка. Обратимся к словарю: спортивная тренировка – это процесс совершенствования физических и моральных качеств спортсмена, направленный на достижение лучших результатов в спорте и представляющий собой систематические занятия физическими упражнениями; при с. т. обязательны врачебный контроль и самоконтроль спортсмена. Из него сразу можно выделить виды подготовки: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая.
Подготовленность спортсмена
Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем организма. Она делится на общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.
ОФП – создаёт физическую основу и развивает общую физическую подготовку, необходимую каждому:
укрепление здоровья, дыхательной и сердечно-сосудистой системы;
развитие возможностей организма;
повышение физических качеств и адаптация к значительным нагрузкам мышц;
активный отдых для нервной системы.
СФП направлена на дальнейшее развитие технического мастерства и связана с:
развитием подвижности и эластичности мышечно-связочного аппарата спортсмена;
развитием силы, скорости и выносливости в тех пропорциях, которые необходимы в том или ином виде;
Повышением уровня технического мастерства
Упражнения для мышц, связанных с движениями в различных направлениях роллер спорта.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного направления роллер спорта. В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу катания на роликах. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта. К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного человека.
Тактическая подготовленность включает в себя владение средствами спортивной тактики, ее видами и формами. Тактические задачи могут носить перспективный характер (например, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании. При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.
После того как мы разобрались, что входит в спортивную тренировку нужно разобрать как правильно строить свои собственные тренировки.
Построение тренировки
Среди различных факторов, способствующих повышению спортивной работоспособности, важную роль играет увеличение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. Однако повышение как объёма, так и интенсивности тренировочных нагрузок имеет свои физиологические пределы.
Для достижения результатов и пользы от спортивных тренировок должна соблюдаться
непрерывность тренировочного процесса. Эта черта тренировочного процесса в спорте характерна тремя основными положениями:
1. спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эффект в направлении спортивной специализации;
2. воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы "наслаивается" на "следы" предыдущего, закрепляя и углубляя их;
3. интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повышения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо- и микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.
Необходимо стремиться строить тренировочный процесс так, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности. Неодновременность восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов позволяет, в принципе, тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Непрерывность тренировочного процесса связана со степенью и продолжительностью воздействия отдельных упражнений, отдельных тренировочных занятий или соревнований, а также отдельных циклов подготовки на состояние работоспособности спортсмена.
Кроме непрерывности тренировочного процесса, следует объединить постепенность и предельность в наращивании тренировочных нагрузок. Для увеличения функциональных возможностей организма, нужно увеличивать тренировочные и соревновательные нагрузки. Каждый новый шаг означает и новый уровень тренировочных нагрузок. Также возрастают требования к технической, тактической и психической подготовленности спортсмена. Динамика нагрузок характеризуется постепенным возрастанием и тенденцией к предельно возможной (на границе функциональных способностей организма, но не выходит за границы его приспособительных возможностей). В динамике тренировочных нагрузок органически сочетаются две на первый взгляд несовместимые черты - постепенность и "перерывы постепенности", т.е. своего рода "скачки" нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений. Максимум нагрузки выбирается с текущим физическим состоянием организма и растет по мере расширения функциональных и приспособительных возможностей организма спортсмена. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливает прогресс спортивных достижений. Все это выражается в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые позволяют ему овладевать все более сложными и совершенными умениями и двигательными навыками.
Еще динамике нагрузок присуща волнообразность. Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии - она приобретает волнообразный характер. Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки. Неизбежность волнообразных колебаний нагрузки объясняется комплексом взаимосвязанных причин. Наиболее существенны из них следующие:
фазовость и гетерохронность процессов восстановления и адаптации в ходе тренировки;
периодические колебания дееспособности организма, обусловленные его естественными биоритмами и общими факторами среды;
взаимодействие объема и интенсивности нагрузки, в силу которых эти ее стороны изменяются в определенные фазы тренировочного процесса как разнонаправленно, так и однонаправленно.
К числу основных закономерностей процесса спортивной тренировки относится также четко выраженная цикличность, то есть относительно законченный кругооборот его стадий с частичной повторяемостью отдельных упражнений; занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов. Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации. Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, то есть отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. От того, насколько рационально сочетаются при построении тренировки ее повторяющиеся и динамические черты, в решающей мере зависит ее эффективность.
В форме циклов строится весь тренировочный процесс - от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки. Циклы тренировки - наиболее общие формы ее структурной организации.
Руководствоваться данным принципом - это значит:
1. строя тренировку, исходить из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания, в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;
2. решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки, находить им соответствующее место в структуре тренировочных циклов (ибо любые тренировочные упражнения, средства и методы, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если они применены не вовремя, не к месту, без учета особенностей фаз, этапов и периодов тренировки);
3. нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки;
4. рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки;
5. при построении различных циклов тренировки следует учитывать как естественные биологические ритмы организма, так и связанные с природными явлениями многолетние, годичные, лунные, менструальные, суточные и некоторые другие, получившие распространение в последние годы.
В заключение
Рассматривая все вышесказанное, подведем итог. В самостоятельную тренировку должно входить общее физическое развитие, включающее в себя силу, выносливость, гибкость, скорость; специальную подготовку к выбранному направлению: слалом, слайды, прыжки и т.д. или нескольким направлениям. Кроме физического развития, нужно развивать волевую подготовку и тактическую, тогда спортсмен сможет расти и переходить на новый уровень подготовки. А для систематизации подготовки нужно применять непрерывность, цикличность и волнообразность тренировочного процесса.
|
|